Villa Nuova - антикварные камины и предметы интерьера

 

+7 499 390 4690 / info@villanuova.ru

Ленинский проспект, д 42 к 1 - Москва

Работы Амедео Модильяни на выставке «Модильяни Сутин и несчастные художники. Коллекция Неттер» («Modigliani Soutine e gli Artisti Maledetti. La Collezione Netter») в Милане.

Опубликовано: 23.08.2013

Месяц назад мне довелось посетить прекрасную выставку «Модильяни Сутин и несчастные художники. Коллекция Неттер» («Modigliani Soutine e gli Artisti Maledetti. La Collezione Netter») в Милане. Выставка уникальна не только качеством – публике были представлены бессмертные работы Модильяни, Кислинга, Утрилло, но и тем, что эти, казалось бы хрестоматийные работы выставлялись практически впервые. Последний раз, некоторые из них были доступны широкой публике только 70 (!) лет назад. Она произвела на меня очень сильное впечатление, и я долго собирался с силами, чтобы о ней написать. В конечном итоге, мне показалось, что будет лучше разбить выставку на определенные смысловые составляющие, и сказать несколько слов о каждой из групп.
Но прежде чем говорить о тех шедеврах, которые были выставлены, хотелось бы сказать несколько слов о человеке, чье имя вынесено в подзаголовок. Это коллекционер Йонаш Неттер.
Йонаш Неттер родился в 1867 году в семье богатого эльзаского промышленника еврейского происхождения. В результате франко-прусской войны, и утери Францией своих восточных территорий, семейство Неттеров перебирается в Париж. Капитала родителей оказывается вполне достаточно, чтобы молодой человек получил прекрасное образование и смог вести довольно свободную и легкомысленную жизнь. Примечательно, но долгие годы Неттер был довольно равнодушен к искусств. Но все меняется в начале 1917, когда он знакомится с художественным дилером Лопольдом Зборовским. Зборовский к этому времени имел довольно своеобразную репутацию. Будучи невероятно прозорливым, он был первым, кто обратил внимание на талант Модильяни, Сутина, Кислинга или Дерена. Но его «предвидение» оказалось слишком ранним, парижская публика относилась с издевкой к его «чудачествам». Лишь узкий круг коллекционеров прислушивалась к его советам. Оказался среди них и Йонаш Неттер. Его коллекция включала 10 (!) картин Модильяни и четыре его рисунка.

 Amedeo Modigliani “La Cariatide” pen, paper, 56,5x45 sm, 1913, collection Netter. 

Самой ранней работой Модильяни в коллекции Неттера можно назвать небольшой, датируемый 1913 годом рисунок «Кариатида» (“ La Cariatide”). В начале 1910-х годов Модильяни выполняет несколько подобных рисунков, в которых в той или иной степени обыгрывается обнаженная женская фигура, заключенная в узкие композиционные рамки. Рисунок из коллекции Неттера, отличается подчеркнутой выразительностью. Выполненный в синем карандаше, он характеризуется крайне декоративной подачей фигуры. Пространственная глубина в рисунке показана опосредовано – фон лишь немного обозначен вдоль контура фигуры.

Amedeo Modigliani “Portrait of Beatrice Hastings” oil, paper, 45x35 sm, 1915, collection Netter.
В ином ключе выполнен датированный 1915 годом портрет Беатрис Гастингс (“Portrait of Beatrice Hastings”). Беатрис Гастингс (1879-1943) – была яркой и интересной личностью. Уроженка Южной Африки, она довольно успешно публиковалась как художественный критик и поэтесса в английском журнале «New Age». В результате бурного разрыва отношений с английской писательницей Кэтрин Мэнсфилд, перед первой мировой войной, она переселяется в Париж. Во французской столице, благодаря дружбе с Максом Жакобом, она знакомится с Модильяни. На Монпарнасе она живет с Модильяни и Жанной Эбютерн в одной квартире и становится моделью для многих полотен художника. Этот живописный этюд на бумаге выполнен в тоже время, когда и знаменитый портрет Хастингс с медальоном (1915 год, собрание Риттер, Нью-Йорк). В отличии от картины из Нью-Йорка, для которой характерны яркие цветовые контрасты, подчеркнуто графическое начало, эскиз из коллекции Неттера отличается большей легкостью. Прозрачные зеленые охры, умбра и редкие акценты красного образуют настоящую живописную симфонию.

Amedeo Modigliani “Portrait of Haim Soutine” oil, canvas, 100x65 sm, 1916, collection Netter.
Портрет Хаима Сутина знаменует уже период зрелого творчества Модильяни, когда его стиль можно назвать окончательно сформировавшимся. Четкое графическое видение предмета, которое акцентируется едва заметным черным контуром, сочетается у Модильяни с живописной трактовкой цветовой плоскости. Творческие поиски художника видны на его подготовительном рисунке, так же из собрания Неттера. Модильяни четко уловил силуэт , линию в комплекции Сутина. Его первоначальным желанием было представить художника в характерной с-образном дуге. Но в живописном варианте, он отказывается от этого намерения, он «выпрямляет» фигуру Сутина, и строит портрет на эмоциональном и цветовом конфликте, который определяют две основные цветовые плоскости. В данном случае это охристо-красный цвет одежды и черно-бордовый фон.

Amedeo Modigliani “Portrait of Haim Soutine”  pen, paper, 42x26  sm,  1916, collection Netter.

Amedeo Modigliani “Portrait of Leopold Zborowski” oil, canvas, 46x27 sm, 1916, collection Netter.
Совершенно в ином ключе написан великолепный портрет Леопольда Зборовского. Его живопись очень деликатная и тонкая. Художник строит картину на противопоставлении холодного тона голубовато-серого фона и теплой гаммы человеческого лица. Для раскрытия образа работает и интенсивность живописи – прозрачный легкий фон противопоставляется плотной, осязаемой живописи персонажа.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Monsieur Lepoutre”  oil, canvas, 92x65  sm,  1916, collection Netter.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Girl with White Collar”  oil, canvas, 92x65  sm,  1917-8, collection Netter.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Madam Modot”  oil, canvas, 92x50  sm,  1918, collection Netter.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Girl in Yellow”  oil, canvas, 92x60  sm,  1917, collection Netter.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Boy in Beret”  pen, paper, 92x65  sm,  1918, collection Netter.

Amedeo Modigliani “Portrait of Jeanne Hebuterne” oil, canvas, 46x29 sm, 1918, collection Netter.
В многочисленных портретах Жанны Эбютерн, Модильяни выступает продолжателем традиции изображения музы, начало которой положено Рубенсом и Рембрандтом, художниками, для которых портрет их супруги, был постоянным и неиссякаемым источником вдохновения. Модильяни писал Эбютерн множество раз, но не один из этих портретов, не демонстрирует столько нежности и любви, как это камерное погрудное изображение из коллекции Неттера. Яркая выразительность образа, его глубина раскрываются художником при помощи невероятной колористической симфонии. Сложный, воздушный фон портрета, служит разительным контрастном предметной осязаемости образа. Деликатная графика контуров, их тонкость, роднит портрет с японской гравюрой, и невольно вызывает в памяти образы «Красавиц» Утомаро.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Jeanne Hebuterne”  oil, canvas, 100x65  sm,  1918, collection Netter.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Hanka Zborowska”  pen,  paper, 42x26  sm,  1918, collection Netter.

 Amedeo Modigliani “Portrait of Girl in Blue”  oil, canvas, 116x73  sm,  1918, collection Netter.

Amedeo Modigliani “Portrait of Woman in Blue” oil, canvas, 100x65 sm, 1919, collection Netter.
Великолепный портрет «Неизвестной в голубом» - самая поздняя вещь в собрании Неттера. Написанный в 1919 году, он принадлежит к числу бесспорных шедевров художника. Сложные творческие поиски живописца, который в своих картинах 1918-19 года как никогда предвосхищает эстетику 1920-х годов, выплеснулись в попытку создания вещи совершенно нового типа. Если графическое начало портрета полностью соответствует зрелому стилю Модильяни, но его цветовой строй, легкая, полупрозрачная гамма отсылают зрителя к искусству века 18, классическому французскому портрету.

 Jeanne Hebuterne  “Interior with Piano”  oil, canvas, 82x60  sm,  1918, collection Netter.

 Jeanne Hebuterne  “Adam and Eve”  oil, canvas, 82x60  sm,  1919, collection Netter.

 

Амедео Модильяни (Amedeo Modigliani) (1884-1920) «Портрет молодой девушки» (“Portrait of Unknown Girl). Подписана “Modigliani”

 

Вернуться в оглавление

 

Комментарии (1)

Комментарии

  • Валерия Шойхет 25.08.2013 00:54
    А не надо ли развить тему коллекционеров: почему вдруг Неттер начал вообще коллекционировать? Что еще есть в его коллекции? Что он "унюхал" в этих художниках?

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение