Villa Nuova - антикварные камины и предметы интерьера

 

+7 499 390 4690 / info@villanuova.ru

Ленинский проспект, д 42 к 1 - Москва

Новое приобретение галереи Тейт - «Вид на собор в Солсбери от заливных лугов» Констебля. (Tate acquires “Salisbury Cathedral from the Meadows”)

Опубликовано: 29.09.2013

Я всегда удивлялся активности  британских музеев, когда дело касалось приобретения произведений искусства. И среди  последних новостей этого года   - несколько музеев Соединенного Королевства совместными усилиями купили прекрасный пейзаж Джона Констебля -  «Вид на собор в Солсбери от заливных лугов».  Эта, в прямом смысле слова,   икона английской живописи и подлинный шедевр зрелого стиля Джона Констебля, с 1983 года украшала залы Национальной галереи в  Лондоне. Для многих посетителей она была уже неразрывно связана с  залами английской живописи в коллекцией музея, и как гром среди ясного неба, в 2008 году прозвучала новость о том,  что вдовствующая герцогиня Эштон,  тогдашняя владелица картины, собирается продать  это произведение.  Покойный лорд Томас Эштон, видный политический деятель эпохи Тэтчер, глава банка Барклис, всегда необычайно гордился этим  семейным сокровищем, который его предок,  Самюэль Эштон купил в 1850 году всего за 500 фунтов.

Но для английских музеев решение о продаже  означало только одно – картина может навсегда покинуть  Британские острова.  Самые заманчивые предложения пришли от музея Поля Гетти в Малибу  и от эмира Катара.  Но инициативу  взяла в руки галерея Тейт, главное собрание национального британского искусства.  Совместно с Национальным музеем Уэлса в  Кардифе,  музеем Ипсвича и  Колчестера, музеем Южного Уэльса в Солсбери и Национальной галереей Шотландии в Эдинбурге, галерея Тейт купила картину за 23,1 миллион фунтов стерлингов.   В этой сумме  - 15,8 миллионов фунтов дала Национальная Лотерея  (эта организация традиционно жертвует деньги на покупку произведений искусства), 1 миллион  Художественный Фонд,  а остальные средства  выделили   Фонд Монтона и Общество друзей галереи Тейт.  Согласно договоренности  достигнутой музеями, картина будет поочередно выставляться в этих собраниях сроком по одному году.  Последнее является  решением весьма спорным  - картина обладает внушительными  размерами (полтора на два метра) и довольно сложна в транспортировке.

Но вернемся к творению Констебля. Сама тема собора в Солсбери является одной из излюбленных в творчестве художника, он обращался к ней довольно часто. Но картина «Вид на собор в Солсбери от заливных лугов» стоит несколько особняков в наследии живописца. Она принадлежит к серии так называемых «6-футовиков», больших, программных полотен, которым сам Констебль уделял особое внимание. «Большой Сосбери» - под таким названием картина фигурирует, например,  в переписке художника. Написанная в 1831 году, она была тут же выставлена в Королевской Академии, где вызвала самую  восторженную  реакцию публики. Это было вполне объяснимо. Констебль был признанным мастером пейзажа, в своем творчестве последовательно развивавший этот жанр.  Он добился своего рода и международного признания. После  знаменитого парижского Салона 1824 года, где его «Телега для сена» выставляется вместе с портретами Лоуренса,  его искусство становится в центре внимания французских пейзажистов и он косвенно становится у истоков барбизонской  школы.  Чуткие наблюдения за природой, любование ее изменчивостью, ее оттенками и  ее отображение свободными живописными  средствами становятся  философской основой картин Констебля.   Такое видение мира в полной мере соответствует эстетике зрелого  романтизма, выразителем которого был Констебль.    В тоже время, в его искусстве было заметно и влияние его предшественников. В богатой  традиции английской живописи он всегда предпочитал пейзажи  Томаса Гейнсборо,  а в  европейской – его фаворитами всегда были  Якоб Рейсдаль и Клод Лоррен. Но в этой картине, стиль Констебля  несколько иной.  В этой работе, как ни в какой другой, ощущается влияние его самого ярого оппонента, идеологического противника и соперника – Джозефа Мэллорда Уильяма  Тернера.     Воздействие искусства  Тернера ощущается в первую очередь  в выборе сюжета.  Пограничное состояние природы, как в данном случае – дождевые тучи разрываемые радугой,  прием, крайне характерный для Тернера.   В живописном плане,  его влияние также ощутимо – то же небо  написано по-тернеровски свободно,  оно переполнено светом и напоминает его альпийские виды.

Но на том влияние Тернера заканчивается.  Взгляд Констебля на собор в Солсбери,  один из самых прекрасных памятников английской готики, отражает глубокие внутренние противоречия, терзавшие живописца.  Сложная ситуация в семье, потеря любимой жены, умершей в 1829 году,  как считается, подтолкнули живописца к созданию этой картины. Исходя из этого,  работа наполняется более глубоким, символическим содержанием.  Библейская трактовка упоминается в переписке Констебля и его друга – племянника настоятеля собора, Джона Фишера.  В частности, радуга становится основным смысловым элементом, вокруг которого построено полотно - она знаменует собой союз Бога и Человека и прощение последнего. Именно поэтому ее дуга идет от шпиля собора – дома Бога к скромному человеческому жилью. Этим же объясняется и противопоставление левой части картины  -  райской, «божественной» с пышными  и высокими деревьями и правой - с пустым лугом и высохшим деревом .

Констебль  несколько лет  готовился к созданию этой картины. Самой ранней подготовительной работой художника является  рисунок художника, датированный ноябрем 1829 года из коллекции музея Леди Ливер в Порт Санлайте. Другой рисунок, этого же года,  хранится в Йельском  Центре Британского Искусства.   А небольшой подготовительный живописный эскиз к картине уже много лет хранится  в галерее Тейт.

John Constable   Salisbury Cathedral from the meadows  1831

Oil,canvas,  151,8 x189,9 sm,  London, Tate Britain

Джон Констебль «Вид на собор в Солсбери от заливных лугов» 1831

Холст. Масло,  151,8х189,9 см, Лондон, галерея Тейт.

 

John Constable   Salisbury Cathedral from the meadows  1829

Graphite and white gouache on medium, moderately textured, cream wove paper laid to card, 235x340 mm,  Yale Center for British Art

Джон Констебль «Вид на собор в Солсбери от заливных лугов» 1829

Бумага, карандаш, белая гуашь,  235х1340мм, Йельский Центр Британского искусства.

 

John Constable   Salisbury Cathedral from the meadows  1829

Oil,canvas,  365 x 511 mm,  London, Tate Britain

Джон Констебль «Вид на собор в Солсбери от заливных лугов» 1829

Холст. Масло,  365x511 мм, Лондон, галерея Тейт.

 

John Constable   Salisbury Cathedral from the meadows  1831, detail

Oil,canvas,  151,8 x189,9 sm,  London, Tate Britain

Джон Констебль «Вид на собор в Солсбери от заливных лугов» 1831, деталь

Холст. Масло,  151,8х189,9 см, Лондон, галерея Тейт.

 

Ар деко и импрессионизм: живопись и графика

 

Вернуться в оглавление

 

Комментарии (0)

Комментарии

Пока нет комментариев

Оставить комментарий

Все поля обязательны к заполнению
Вы не представились
Неправильно введен e-mail
Нам интересно Ваше мнение